Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Тенденции в образовании Европы и США последних лет

Одним из основных отличий современного математического образования от прежнего (до 70х годов прошлого столетия) является то, что раньше преподаватели думали так: важно не столько количество того, что знает школьник, сколько та глубокая связь, которая существует между всеми его знаниями. Как правило, они достигали этого с помощью многочисленных задач по математике, уходящих вверх по уровню сложности.

Но, как не неприятно это говорить, последние тридцать лет обратили вспять данное положение: теперь считается важным знать как можно больше, но не создавать общую связь между понятиями, которые остаются в сознании. Такой вид образования, не основанный на доказательствах, аргументации и логике, носит название “рецептурный”.

Тем не менее, Россия имеет некоторое преимущество перед своими зарубежными “конкурентами”. Ниже мы хотели бы привести наблюдения русского учителя, который в какой-то момент покинул нашу с вами родину и устроился преподавателем в одну из американских школ. Он выпустил книгу, в которой приведены наблюдения за школьным учебным процессом. Её название – “Классная Америка, или Шокирующие будни школы в США. Записки преподавателя”. В своём труде он подчёркивает, что основное отличие американских школ от русских заключается в том, что американское тематическое планирование по математике тяготеет к упрощению процесса образования, стремится сделать его максимально лёгким, интересным и лишённым избыточных нагрузок – в противном случае, считают граждане США, это уже не образование, а насилие.

В школьных программах России и США задачи по математике довольно сильно разнятся. Далеко не каждый американский восьмиклассник сумеет правильно решить пример наподобие “-5 + (-3) = ?”. Иногда, в ходе вычисления получается ответ +2, иногда -2, но никогда -8.

Даже те американские ученики, у которых есть калькулятор, в большинстве своём не дадут правильный ответ на вопрос: если одно яблоко можно приобрести за доллар и 53 цента, сколько яблок можно купить на 8 долларов?

Другим примером из школьных будней американцев может служить игровая презентация по математике, в основу которой входит поговорка Please Excuse My Dear Aunt Sally (дословно, “Пожалуйста, простите мою тётушку Салли”), которую большинство детей проговаривают и знают с начальных классов. Здесь первое слово Please начинается с той же буквы, что и Parentheses, означающее “скобки”. Таким образом, школьники понимают, что первым выполняется действие в скобках. Остальные буквы поговорки означают, в свою очередь, возведение в степень, умножение, деление, сложение и вычитание. Как можно заметить, в основе образования лежит не логика, не умение мыслить математически, а простой и удобный пример. Который, к сожалению, имеет и свои недостатки, так, например, дети считают, что деление и умножение можно выполнять в произвольном порядке, и когда им даётся пример вида “6 : 3 * 5 =?” – они не могут решить его правильно. Сначала, они задумываются. Потом считают сначала умножение, потом деление, и в результате получат 6 : 15 = 0,4.

Интересно будет отметить тот факт, что в современных западных курсах школьного образования всё чаще и чаще встречается финансовая тематика. Несколько лет назад Европейская Комиссия создала специальный совет, которым и был издан документ, предписывающий школам делать детей финансово грамотными. Документ указывает на тот минимум знаний, который любой ученик должен иметь на выходе из начальной школы. Согласно ему, школьники должны учиться пользоваться банковскими картами, открывать и закрывать банковские счета, а главное – следить за ними. Часть занятий в школе подробно освещает тему того, сколько денег должно быть на счету и сколько можно с него снимать. Даже взрослые не все знают, что правильно откладывать не менее 10% заработанных денег, но современные дети узнают об этом в школе. Что характерно, школы стран ЕС проявили большой интерес к внедрению у них подобных дисциплин, и зачастую вовсе не от того, что хотят вырастить финансово грамотных учеников. Дело в том, что Евросоюз выделяет большие деньги на развитие школ, в которых преподаются такие дисциплины. Деньги эти идут из крупных банков, которые тем самым готовят для себя будущих клиентов и вкладчиков

Этим мы хотели бы завершить небольшую статью о последних нововведениях в зарубежную систему образования. Приведённые здесь примеры не являются предметом критики авторов статьи, скорее, они считают, что знание – сила, и знание зарубежного опыта, пусть и не всегда соотносимого с нашим собственным, может служить исключительно нашей пользу и процветанию.