Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Доклад на психолого-педагогический семинар "Подросток: бить или любить?"

Подростковый возраст – один из самых сложных, но в то же время один из самых значимых периодов в жизни наших детей.

Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя.

А что делать нам?

  • Принять ребенка таким, каков он есть, безутешно влюбленного и агрессивного, самонадеянного и робкого, счастливого и несчастного, мечущегося и спокойного, такого разного и непредсказуемого.
  • Понять, подсказать и направить, чтобы разочарования были не такими болезненными.
  • Научить радоваться жизни во всех ее направлениях. Любая неудача оставляет свои следы, приносит свои «болезни». И « по выздоровлении» подросток с той же решимостью устремляется в водоворот жизни начинать все заново.

А ради чего?

Для постижения себя. Ведь именно в водоворотах эмоций, срывов и возрождений может родиться истинная личность.

Давайте вместе окунемся в эту пору еще раз, вспомним себя, свои промахи и победы, вспомним, чего мы сами ждали от наших родителей. И тогда посмотрим на наших детей другими глазами.

Не стоит забывать о том, что, формируясь и развиваясь как личность, подросток приобретает не только положительные качества, но и недостатки.

Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными. Это оказывается таким увлекательным занятием, что ребята просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. И тогда на первый план выходят ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА. Именно обретенному другу он будет доверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы. Высоко ценятся честность, верность, долг, помощь и поддержка. Не прощаются предательство, нарушение данного слова, измена, жадность, эгоизм.

Часто ответственность за воспитание подростков перекладывают на воспитательные учреждения, во всех отклонениях в поведении винят воспитателей и преподавателей. На самом же деле становление характера ребенка, его мировоззрение формируется в семье.

Семейные отношения.

В период взросления отношения подростков с родителями крайне противоречивы. Их стиль определяют три потребности, которые одновременно развиваются у подростков:

  • Потребность в любви, внимании и поддержке со стороны родителей;
  • Потребность в освобождении от опеки, контроля (т.е. желание самостоятельности);
  • Стремление к равноправным отношениям.

Однако не стоит забывать, что:

От того, как родители сами хотят строить отношения со своим ребенком, будет в значительной степени зависеть стиль взаимоотношений в семье.

Основной формой воспитания ребенка является забота о нем.

Заботясь о ребенке, родители стараются его контролировать. Но подросток хочет, чтобы с ним считались, и тогда, взрослые добавляют еще одну функцию – требовательность.

Стили семейного воспитания.

Каждая семья имеет свой стиль взаимоотношений, который и формирует семейную атмосферу. Обычно семья относится к ребенку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

Демократические отношения.

При таком стиле отношений родители понимают, что ребенок взрослеет и с ним необходимо считаться, права ребенка не ущемляются. Главный принцип демократической семьи – чувство самоуважения и готовность к сотрудничеству.

Ребенок из такой семьи терпим к недостаткам других, уважает их право на собственное мнение и поступки, готов к компромиссам, достаточно ответственен, реально оценивает свои силы, умеет сам решать свои проблемы, зачастую и духовно высоко развит. Этот стиль взаимоотношений требует большого терпения.

Авторитарный стиль.

Такого стиля придерживаются родители, которые привыкли с раннего детства жестко контролировать своего ребенка, предъявляя требования, причины которых не разъясняются. В такой семье допустимы и телесные наказания. Часто в такой семье главенствует кто-то один, а все остальные слушаются, боятся и заискивают одновременно.

Зачастую подросток сопротивляется такому стилю отношений и это сопротивление может проявиться в двух линиях поведения:

1)неподчинение и борьба

2)неуверенность в себе, незрелость и несамостоятельность.

При таком варианте часто вырастают инфантильные дети, привычка подчиняться силе у него в крови. В их поведении отмечается агрессивность, или, напротив, демонстрируют униженность, пассивность, за которой стоит неуверенный подросток. Последствия: неврозы, ограниченность развития.

Жесткий контроль при недостатке эмоциональности.

Часто такой стиль отношений возникает, если ребенок неосознанно отождествляется у родителей с каким-то неприятным значимым моментом в их жизни. И тогда воспитание происходит по типу «Золушки».

Подросток чувствует себя брошенным и ненужным. Такой ребенок не знает, что значит любить, сострадать, жалеть. Потребность в любви и эмоциональном контакте дети из таких семей компенсирует общением со сверстниками. Они становятся тусовщиками и завсегдатыми всех сборищ и компаний у подъезда. Подростки из таких семей могут начать увлекаться наркотиками. Многие из них совершают правонарушения и мелкие кражи, т.о. они подсознательно пытаются привлечь к себе внимание.

Отсутствие контроля при недостатке душевных отношений.

Эти отношения дают ощущение вседозволенности, поэтому они лишены полноценной родительской заботы и ответственности за ребенка, родители думают только о себе. Ребенок является просто раздражающим фактором. Он чувствует себя лишним и нелюбимым. Отсюда и частые уходы из дома и прогуливание уроков. Девочки могут начать искать «приключения» на стороне, потому как падки на ласковые слова. Мальчики могут самоутверждаться за счет слабых, и проявлять жесткость.

Эгоизм и конфликтность – вечные спутники таких детей. Их нетерпимая требовательность будет выражаться в выражениях «Я так хочу! Я так сказал!», провоцируя в ответ агрессивную реакцию.

Сильная опека при сильном эмоциональном контакте.

Подросток в такой семье окружен заботой и находится под пристальным вниманием своих родителей. Они думают за него, решают, что и как делать, водят за ручку. Со временем у детей, воспитанных таким образом, возникают трудности в общении, они пассивны, неуверенны в себе. В основном они так и остаются инфантильными «малышами».

Высокие ожидания родителей.

При таком стиле отношений родители предъявляют к ребенку массу требований, претензий, записывают во многие секции и вообще пытаются слишком разносторонне развивать. При этом желания самого ребенка не очень-то учитываются. Английский, музыка, теннис, шахматы, плавание, танцы – вот лишь неполный перечень родительских амбиций. Кроме т ого, ребенок должен хорошо учиться, во всем помогать родителям по дому, на даче и т.д. Сами родители и половины из этого списка не умеют, но это их ничуть не смущает.

Ребенок становится «реализатором» жизненных планов родителей.

При таком стиле воспитания у подростков формируется тревожность, страхи, боязнь неуспеха и избегание неудач.

У каждого стиля есть свои достоинства и недостатки, и каждая семья старается выработать свой собственный стиль. В семье может существовать одновременно несколько стилей общения. Главное, чтобы эти отношения приносили радость и ощущение комфорта всем членам семьи.

Конечно, идеальных семей и отношений не существует, и в основу стиля воспитания должны быть положены два принципа:

1)постараться обеспечить ребенку чувство защищенности, а семья должна быть для него надежным тылом;

2)помочь ребенку научиться учитывать разные планы человеческих чувств и поступков, по-взрослому строить отношения внутри семьи.

В семье ребенок приобретает опыт взаимоотношений. Ведь семья – отражение, модель большого мира.