Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Интегрированный урок математики и биологии по теме "Зимующие птицы Якутии"

weagektutkwfeАвторы:

учителя МБОУ Синская СОШ

Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Галкина Наталья Валентиновна,

учитель биологии высшей квалификационной категории,

Иванова Ольга Павловна,

учитель математики первой квалификационной категории

Цель:

познакомить учащихся с зимующими птицами Якутии, расширить знания учащихся о птицах родного края, запомнить названия птиц Якутии;  показать значение птиц в природе и жизни человека, развивать кругозор учащихся, воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.

Задачи:

Образовательная

расширить знания об отрядах  зимующих птиц родного края, познакомить с редкими и исчезающими видами, узнать значение птиц в природе в ходе решения задач

Развивающая развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать, анализировать и обобщать; развивать умение устанавливать связи между особенностями внешнего строения  птиц, их образом жизни и  условиями среды обитания;  умения распознавать птиц изученных отрядов

Воспитательная воспитывать бережное отношение учащихся к птицам, к родной природе, заинтересовать и  побудить их проводить работу по  защите птиц зимующих в условиях Якутии.

Оборудование:

Компьютер,  проектор, экран, иллюстрации и фотографии птиц.

Ход урока:

Организационный момент

Звучат голоса птиц. Определение темы урока. (Слайд 1)

Учитель биологии:

Ребята, вы догадались какая тема урока у нас сегодня?  Правильно, наш урок сегодня, посвящен птицам, а именно птицам, зимующим в Якутии.  (Обращает внимание учащихся, что урок биологии будет проведен совместно с учителем математики, для чего необходимо иметь на столах тетрадь по математике.)     (Слайд 2)

Устный счет.    (Слайд 3)

Учитель математики: 

Как вы знаете, птиц называют пернатыми, потому что они умеют летать. (Пернатые от слов перо, парить.) Все птицы летают с разной скоростью. Мы познакомимся с этими скоростями, решив следующие задачи: (устный счет):

Сколько километров пролетит стриж за 10 часов, если его скорость 100 км/час?

Орел за 4 часа пролетел 520 км. С какой скоростью он совершал свой полет?

Скорость чайки 30 км/час. Какова скорость утки, если она за 3 часа пролетает столько же, сколько чайка за 7 часов.

Чёрный стриж делает 12 взмахов в секунду, что в 3 раза чаще, чем машет крыльями сова. Сколько взмахов крыльями в секунду делает сова?

Перепела во время перелета летят со скоростью 400 км/час; сколько часов в день они летят, если пролетают 200 км?

Почтовый голубь развивает скорость до 90 км/ч, а ласточка на 25 км/ч меньше. С какой скоростью может летать ласточка?

Ш. Изучение нового материала    (Слайд 4)

Актуализация знаний:

Учитель биологии:  

Вспомните признаки систематики птиц? (Ответы учащихся: Способность к полёту, наличие аптерий, строение задних конечностей (количество пальцев, наличие перепонок, оперение цевки), внешнее строение клюва, размеры, оперение).

(Постановка проблемного вопроса о значении птиц)

Как вы все знаете 1 апреля Международный День птиц. И наш урок мы посвятим нашим пернатым друзьям.

Ребята, почему  птиц называют пернатыми друзьями? (Ответы учащихся)

Интерактивная беседа.

Учитель биологии. В настоящее время птицы Якутии представлены 291 видом, составляющим 18 отрядов. На территории республики гнездится 251 вид птиц, а 40 видов отмечены во время случайных залетов. Большая часть гнездящихся птиц являются перелетными (217 видов). Число оседлых, т. е. зимующих птиц, колеблется, по разным данным, от 33 до 48 видов. (Слайд 4) 

Рассказ учителя.

В связи с деятельностью человека сегодня вопрос охраны растительного и животного мира стоит очень остро.  В  20 веке исчезал 1 вид животного за каждые 10 лет. В настоящее время исчезает один вид животного за 1 год.

При  нашей суровой зиме жизнь птиц наиболее затруднена и им приходится выживать в экстремальных условиях холода и голода. Для успешной охраны необходимо знать виды  и образ жизни птиц Якутии, а так же проводить мероприятия по их защите.

Сельскохозяйственная деятельность человека в полях, садах, на лугах иногда создает благоприятные условия для размножения вредных насекомых и грызунов, численность которых за короткое время  может достигать огромных размеров и нанести большой урон урожаю. И здесь на помощь человеку приходят наши пернатые друзья.  Например, если птицы не будут уничтожать тлю, ее потомство за 1 год покроет сплошным слоем весь земной шар. Птицы очень прожорливы, многие из них за сутки съедают столько, сколько весят сами. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, он должен был бы съедать в день 40 буханок хлеба.

Не  только насекомые угрожают нашей планете, но и сотни видов сорняков растений ежегодно губят урожай. Наделали бы сорняки беды, дай им волю, но воли им не дают птицы.  Поедая семена, они не только уничтожают семена сорняков, но и  сажают леса. К таким птицам относятся  сойки, клесты, дрозды, снегири. А как же они сажают? Они поедают мякоть плода, а семена выбрасывают на землю. Семечко, попав в землю, прекрасно прорастает и вырастает деревце.

Сейчас мы с вами познакомимся с основными представителями отрядов птиц зимующих в Якутии  (Слайд 5)

Характерные признаки отрядов зимующих птиц. (Слайд 6)

Просмотр фотографий зимующих птиц Якутии  (Слайды 7-15)

Физкультминутка.

Поднимаем плечики,

Прыгаем как  птенчики

раз, два, три  сели,

Червячков поели

Тихо, тихо высоко

Взлетают в небо

они легко              (Слайд 16)

Решение задач, связанных с птицами.  (Слайды 17 - 21)

Учитель математики:

Следующий этап урока посвящаем решению задач, связанных с птицами.  Неинтересен урок без задач! Задачи учат нас рассуждать, анализировать, наблюдать. Задачки простые, но вам надо проявить внимательность, включить логику.

Сотни тысяч птиц прилетают в нашу республику. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?

Дно гнездовья синицы квадратной формы со стороной 10 см. Найдите его Р и S.

Самая крупная птица нашей республики глухарь. Его масса 3,5 кг, а самая маленькая (в сравнении по России) желтоголовый королёк масса 5 г. Во сколько раз масса королька меньше массы глухаря?

Один из исчезающих видов крупных соколов это кречет. Он занесен в Красную книгу России и Якутии. Размах крыльев около 120-135 см, при общей длине около 60-95 см. Ежедневная потребность кречетов в пище 200 граммов.

а)Найдите его общую массу тела, если он съедает в день 1/5 часть от своей общей массы;

Ответ:  1кг

б) Рассчитайте на сколько дней ему хватит 2,8 кг пищи?        Ответ: на 14 дней

Интерактивная беседа учителя биологии.

Зимующие птицы Якутии, занесенные в Красную книгу (Слайд 22-24)

Многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Красная книга.

Показ слайдов

Беркут : Статус - 2 категория (численность быстро сокращается),

Кречет:  Статус -1 категория  (находятся под угрозой исчезновения),

Дикуша: Статус -1 категория (находятся под угрозой исчезновения),

Воробьиный сыч:  Статус - 3 категория  (редкий вид)

Рассказ. Таксидермия.  (Слайды 25-31)

Таксидермист это человек, который из умершего животного делает чучело, или, если говорить о неординарных экспонатах, изготовленных при помощи современных методик, правильнее будет называть это таксидермической скульптурой.

Изготовление чучел животных и птиц берет свое начало еще с древних времен, когда человек, научившись охотиться, старался сохранить особо ценные охотничьи трофеи, таким образом, показывая свою мужественность и мастеровитость охотника.

И у нас в деревне есть женщина таксидермист это Цыганкова Анна Николаевна. Она изготавливает чучела зимующих птиц, которые были найдены охотниками погибшими, вероятнее всего, от холода и голода.  Сейчас к вашему вниманию представляем ее коллекцию. (См. слайды)

Рефлексия  (Слайд 32-33)

Продолжите предложение

«Я узнал…»

«Я повторил…»

«Я удивился…»

«Я запомнил…»

Домашнее задание. (Слайд 34)

У нас такой обычай,

Как выпадет снежок
Дощатый домик птичий,
Повесить на сучок.

В октябре самое время готовить и развешивать кормушки для птиц. Каждая, даже самая простая по устройству самая небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу везде можно устроить для птиц столовую.