Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Методические основы использования опорных конспектов при обучении школьников математике

Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. «Более того в последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования».

Состояние знаний учащихся средней школы по математике в настоящее время нельзя считать вполне удовлетворительным. Несмотря на значительное время, отведенное учебным планом изучению математики, знания по этому предмету все же остаются подчас формальными и быстро выветриваются из памяти.

В последние годы усилилось внимание к продуктивному (творческому) мышлению, что в свою очередь приводит к недооценке другой стороны мыслительной деятельности - репродуктивного мышления и неразрывно связанной с ней мнемонической деятельности (запоминания).

Осознанные, прочные знания являются важнейшим компонентом умственного развития. Для реализации возможностей творческого мышления необходимо не только ориентирование в изученном материале, но и перевод его в постоянную память. В простых ситуациях, когда зависимости используются одинаково, когда требуется репродуктивное мышление, специальное запоминание правил, определений, формул и т.д. необязательно. В этом случае можно пользоваться справочниками. Однако при решении нестандартных задач необходимо прочное закрепление основных знаний в памяти.

Учебные программы при всей своей кажущейся сложности вполне доступны учащимся. Закон Российской Федерации «Об образовании» предполагает, что все дети могут успешно усвоить учебный материал. Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути.

Данной проблемой в отечественной школе занимались такие педагоги - новаторы, как С. Н. Лысенкова, которая применяла технологию опорных конспектов в младших классах, и В. Ф. Шаталов, который использовал опорные сигналы и конспекты при обучении в основной школе.

Учебный процесс при использовании опорных конспектов строится следующим образом:

  • Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект.
  • Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация.
  • Необходимость конспектов обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала.
  • Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
  • Опорный конспект - это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила и способы решения задач. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки.
  • Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания.
  • Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей.
  • Многократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной приводит к прочному усвоению учащимися изучаемого материала.

Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изученный материал учащимся и многократно его повторять при подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, проводить оперативный контроль знаний учащихся, привлекать к контролю знаний родителей, что способствует более успешной подготовке к экзаменационным испытаниям.

Все вышесказанное определило актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс обучения математике в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является методика обучения математике с использованием опорных конспектов и сигналов.

Научная проблема исследования состоит в обосновании методической действенности использования опорных конспектов и сигналов в процессе обучения математике и подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Целью исследования является систематизация и доработка существующих методик применения опорных конспектов и сигналов при обучении математике в школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое использование опорных конспектов и сигналов в процессе обучения математике будет способствовать качественному усвоению учебного материала и успешному прохождению итоговой аттестации по предмету.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:

  • изучить опыт отечественных учителей - новаторов применяющих технологию опорных конспектов при обучении математике в школе;
  • определить психолого-педагогические особенности применения опорных конспектов при обучении математике и подготовке к итоговой аттестации;
  • проследить этапы системы применения опорных конспектов в процессе обучения математике в школе;
  • разработать ряд опорных конспектов для уроков математики различных типов.

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической и математической литературы, школьных учебников и учебных пособий для подготовки к итоговой аттестации;
  • изучение и обобщение опыта работы учителей-новаторов, использующих опорные конспекты и сигналы при обучении математике;
  • обобщение собственного опыта проведения занятий с использованием опорных конспектов и сигналов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в проведенном исследовании:

  • обобщен опыт учителей - новаторов, применяющих методику использования опорных конспектов и сигналов в процессе обучения математике и подготовке учащихся к итоговой аттестации;
  • автором разработаны конспекты уроков различных типов с использованием методики опорных конспектов и сигналов.

Таким образом, в качестве основных результатов исследования выступают:

  • методические основы применения опорных конспектов при обучении математике;
  • методические разработки уроков, проведенных автором с использованием опорных конспектов.

ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.

Первая глава посвящена теоретическим основам использования опорных конспектов при обучении математике в школе. Раскрыта методика применения опорных конспектов в начальной и основной школе. Приведены особенности использования опорных конспектов педагогов-новаторов: С. Н. Лысенковой и В. Ф. Шаталова.

Во второй главе рассматриваются вопросы методики применения опорных конспектов при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике. Рассмотрены опорные конспекты различных педагогов. Проведен сравнительный анализ поурочных конспектов и опорных конспектов с элементами пропедевтики.

В заключении работы приведены основные выводы и результаты проведенного исследования.