Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Навыки работы с учебными текстами - условие овладения школьниками ключевыми компетенциями

В математическом образовании становление компетентностной основы личности рассматривается как цель и средство педагогического процесса. Математическое образование призвано стать условием формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций школьника. Качество математического образования определяется   компетентностной направленностью используемых педагогических средств. В зависимости от возможностей и потребностей каждого школьника и их групп учитель определяет доминирующие педагогические средства, обуславливающие компетентностную ориентацию математического образования. Такими педагогическими средствами могут быть образовательные технологии, методы обучения, приемы педагогической техники и др.

Нарастающий объем содержания математического образования требует от ученика и учителя повышения роли самообразования. Доминирование ЕГЭ и ГИА в группе целей школьного математического образования значительно расширяет перечень методов и задач, которыми школьник должен овладеть. В связи с этим в 2012-2013 учебном году мы провели эксперимент по оценке роли и места навыка работы школьника с учебными текстами в аспекте становления компетентностной основы личности. Эксперимент проводился в 5 и 7 классах. О целях эксперимента его участники были проинформированы. Гипотеза эксперимента состояла в доказательстве позитивного влияния навыков работы с учебными текстами на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций школьника, вследствие чего должны били повыситься уровень и качество обученности, измеряемые традиционными средствами.

В ходе эксперимента в содержание образовательного процесса были внесены следующие изменения:

1.На уроках и для выполнения домашней работы обучающимся предлагались в нарастающем объеме внепрограммные тексты для анализа и интерпретации. Например, ученикам 5 класса был предложен текст, изучив который школьники могли освоить алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел; ученикам 7 класса был предложен текст, изучение которого позволило им овладеть понятием вневписанной окружности и др. Такая работа   стала наиболее эффективной в формировании предметных компетенций, поскольку   изучение внепрограммных текстов требует многократного обращения к стандартным математическим методам и заданиям.

2.Обучающимся предлагались индивидуальные задания по «расшифровке» текстов готовых решений тех или иных математических задач. «Расшифровка» означает пояснение каждого этапа решения, объяснение выполняемых действий с необходимой аргументацией и ссылкой на математическую теорию. Участие в «расшифровке» обеспечило развитие предметных (понимание способов применения математических методов), метапредметных (умение анализировать) и личностных (способность к самоорганизации и самоуправлению при выполнении индивидуальных заданий) компетенций. Например, на уроке алгебры в 7 классе школьникам раздаются тексты с готовыми решениями и предлагается их «расшифровать»:

luiawnegliwngkliwung

Результатом выполнения школьниками данного задания стали варианты соответствующего алгоритма; один из его вариантов имеет вид:

Алгоритм решения уравнений с модулем, сводящихся к линейным.

1.Найти нули выражений, находящихся под знаком модуля.

2.Определить промежутки, на которые нули подмодульных выражений делят числовую прямую.

3.Определить знаки подмодульных выражений на каждом промежутке.

4.Решить уравнение на каждом промежутке, раскрывая модуль с соответствующим знаком. В каждый промежуток включать только одну границу (левую,- если это возможно).

5.Корнем уравнения являются только те значения неизвестной величины, которые принадлежат рассматриваемому промежутку.    

3.Обучающимся предлагалось написать небольшие авторские учебные тексты, носящие пояснительный и разъяснительный характер. Так, например, семиклассники подготовили пояснительные тексты по темам «Метод определителей решения систем линейных уравнений», «Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным», «Деление многочлена на двучлен» и др. Это позволило формировать у обучающихся интерес к предмету, метапредметные способности к детализации процессов, логическому мышлению и навыки ориентации производимых творческих продуктов на потребности конкретной социальной группы.

4.Для наиболее способных обучающихся предлагались обширные тексты для изучения внепрограммного материала. Такие тексты заимствованы мной в   изданиях, представляющих собой дополнительные главы к учебникам алгебры и геометрии, а также материалы из Интернета. Это позволило формировать у обучающихся предметные компетенции, связанные с решением неограниченного класса математических задач, требующих интеграции и модернизации известных средств.

5.Особое внимание было уделено работе с базовыми учебниками («Математика-5» Истоминой Н.Б., «Алгебра-7» Макарычева Ю.Н. и «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С.). Чтение и тщательный разбор каждого фрагмента текста стало обязательным. Тесты и контрольные задания содержали непосредственные ссылки на логические предикаты из текстов учебников. Чтение диалогов персонажей в учебнике «Математика-5» Истоминой Н.Б., видоизменение ответов и позиций сторон позволили формировать метапредметные способности к аргументации, умению вести доказательные рассуждения, опираясь на закономерности и причинно-следственные связи.

6.Использование техники активно-продуктивного чтения (см. подробнее, например, www.didactor.ru) стало механизмом «запуска» эксперимента и средством обеспечения его ежедневного присутствия на уроках и во внеурочной деятельности. Неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, я проектирую постановку перед школьниками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Попробуйте прочитать приводимый ниже текст:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Оказывается, имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком. Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности школьников быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.

Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего как некие знаки-символы. Как мы видели из приведённого выше примера, этот знак-символ обладает определённой гибкостью: отдельные его элементы могут отсутствовать или располагаться в любом порядке. Вспомним школьные задания в начальной школе с пропущенными буквами в словах. Смысл этих заданий, как известно, в правописании. Однако если бы школьники не знали значения написанного, то такое задание было бы бессмысленным. В основной и старшей школе мы составляем задания с пропущенными словами, датами, терминами и т.д. И вновь мы уверены, что ученики справятся с заданием, так как им знакома общая модель выражения, предложения. С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот внезнаковый смысл был понят обучающейся стороной.

Именно этим занимается семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных творческих конструкций.

Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?

1.Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой (ключ для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

2.Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.

3.Задай вопрос.

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

4.Составь задание.

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

5.Кубик Блума.

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

6.Аналитик.

Более сложной может стать работа учени­ков не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

7.Драмогерменевтика.

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» ещё называют «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

8.Пометки на полях.

Ещё один вариант самостоятельного изу­чения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

В течение учебного года 60% учеников 5 и 7 класса приняли участие в различных дистанционных математических конкурсах, задания которых, как правило, имеют нестандартную формулировку. При этом получено 8 призовых мест, что говорит о развитии компетентностной основы личности школьника.

В ноябре 2012 года содержание экспериментальной работы стало предметом обсуждения на заседании РМО учителей математики. К заседанию был представлен открытый урок математики в 5 классе по теме «Учимся читать учебник. Алгоритм Евклида». Урок получил высокую оценку (1 место в рамках муниципального методического фестиваля) педагогического сообщества.

В мае 2013года на заседании школьного педагогического университета для родителей «Колумб» результаты эксперимента были подвергнуты широкому социальному обсуждению. К положительным эффектам эксперимента родители отнесли повышение интереса школьников к математике, снижение у них уровня тревожности при работе с новыми текстами, развитие навыка понимания математики… Получил развитие метод активно-продуктивного чтения как форма учета законов семиотики в образовательном процессе, что явилось научным результатом эксперимента.

В ходе эксперимента получены позитивные изменения в мотивации учения и формировании компетентностной основы личности школьника.

Чернышев Э.Н., учитель математики МБОУ СОШ №3, г.Красный Сулин

Контакты:

8(86367)52337

89508548772

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.