Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Изменения в образовании за последние 20 лет

Примерно к концу XX столетия стало ясно, что существует большой разрыв между знаниями, с которыми учащийся выходит из стен школы, и теми, которые требует от него университет. В работах академика Л.Д. Кудрявцева находят отражение следующие замечания:

  1. Первокурсники не могут правильно отделить области, в которых у них есть знания, от тех, в которых их нет;
  2. Они не способны к связному и последовательному выражению своей мысли, оценить разницу между логическим рассуждением и софистикой, между тем, что необходимо и тем, что достаточно;
  3. Они не отделяют должным образом главное и вторичное;
  4. Они не умеют вести общение, в которое входят вопросы, ответы и умение отстоять свою точку зрения.

Для того чтобы устранить упомянутый разрыв в знаниях, было проведено обширное тематическое планирование по математике, после которого механико-математический факультет МГУ организовал специализированные классы для части школ Москвы. В таких классах информатику, физику и математику преподают работники факультета, а за другими предметами следят наиболее опытные и результативные школьные учителя. Основная задача данных классов – это формирование в сознании учащихся математической культуры. Для этого, акцент обучения ставится не на повсеместном использовании различных способов, методов, путей решения тех или иных математических задач, но на всеохватывающей математической подготовке учащихся, включающей в себя целенаправленно формируемый действенный подход к решению различных и строго отобранных задач. Учащиеся классов должны понять, как именно правильно учиться, определять планы, нести ответственность за уровень своих знаний, задавать и решать вопросы, осознавать, решению чего могут послужить те или иные задачи по математике.

В данной статье часть рассказа мы посвятим тем наиболее частым задачам и вопросам, которые встают перед мехматом МГУ и достаточно показательны и для других школ, которые сотрудничают с высшими учебными заведениями.

Важные моменты, которые следует учесть:

  1. Как стать учеником. Учащимися специализированных классов становятся дети, которые ранее не ходили в усиленные математические классы, но, тем не менее, стремятся за короткий срок серьёзно улучшить свою математическую базу. Изначальная их подготовка не должна быть на высоком уровне. Для поступающих важнее иметь хорошую мотивацию и высокий потенциал, которые они могут показать, решив те задачи, что даются при поступлении – рассчитанные не на высокие знания, но на сообразительность и интуицию.
  2. В связи с вышеописанным, школьники, которые проходят обучение в таких классах, существенно отличаются уровнем имеющихся знаний. Поэтому, в первое время обучение достаточно сильно походит на повторение уже пройденного материала. Это сделано для того, чтобы между “сильными” и “слабыми” учениками не возникало больших промежутков и все могли стать “сильными”. Причём, материал повторяется с помощью достаточно серьёзных подходов: первое же занятие приносит в жизнь учащихся такую непростую вещь, как задача с параметрами. Скорее всего, она покажется новой для всех, кто присутствует на занятии, причём её решение даётся довольно трудно. Вследствие этого, “сильные” ученики могут посвятить своё время подобным задачам, которые преподаватель сопровождает полезным и познавательным комментарием, уступающие же им получают новые знания и постепенно догоняют своих сверстников.
  3. Система выставления оценок по математическим дисциплинам в данный момент находится под значительным пересмотром, её стремятся адаптировать, исходя из профильного характера школы.
  4. Исследуются новые подходы и способы обучения. Устраняется бытующий у преподавателей подход к ученику: “Правильно решать только вот таким способом”. Теперь главное – это не просто указать на тот или иной способ, но и обосновать своё решение, объяснить, почему в конкретной ситуации нельзя поступить проще, отказаться от части выводов и условий, сделанных в процессе решения.

Также сейчас часто применяются способы, имеющие в своей основе презентации по математике, при которых удаётся сохранить внимание и высокий уровень концентрации учащихся: им предлагается задача, которая решена либо полностью неверно, либо с небольшими ошибками. Решая подобные примеры, школьники понимают, что они должны думать сами, а не всегда полагаться на “непогрешимость” преподавателя: надо уметь, во-первых, смотреть в корень, а, во-вторых, отстаивать свою точку зрения перед другими.