Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Математический кружок вне класса

Среди всех дисциплин, которые учащиеся могут изучать вне уроков, одной из лучших и наиболее продуктивных является математический кружок, или факультатив по математике. Главное, то, чего нужно придерживаться всего и постоянно, это – факт, что все школьники идут в такие кружки по собственному желанию. Зачастую факультативы устраиваются для тех, кто весьма успешен в обычных занятиях. Тем не менее, надо принимать во внимание и то, что те ученики, успеваемость которых ниже, также нередко хотят идти в такой кружок и даже добиваются там весьма достойных результатов. Преподавателям следует поощрять подобную инициативу, и проявить больше внимания к этим школьникам, так как их увлечение математикой нуждается в одобрении и даже похвале, кроме того, они им не стоит (хотя бы на первое время) давать очень трудные задания. Кто-то может сказать, что наличие неуспевающих на факультативных занятиях осложняет их проведение для преподавателя, но в действительности тому следует использовать отдельный подход к каждому члену кружка. Необходимо всячески поддерживать и сохранять командный дух кружка, который есть в нём уже потому, что прийти туда может любой, кто захочет.

С самого начала, даже до первого занятия на факультативе, преподавателю следует наибольшим образом вовлечь своих подопечных в работу кружка, донести до них, кто занятия в нём – это не слепое повторение школьных уроков, также рассказать им, как будет устроено и чему посвящено время, в течение которого проходят занятия (удобно будет сделать это в течение школьного урока математики, так как на нём можно донести информацию одновременно до всех учащихся класса).

Первый раз, когда все соберутся, рекомендуется провести серьёзное тематическое планирование по математике как основной дисциплине, чётко обговорить содержание дальнейших занятий, возможно, назначить старосту, обсудить с учениками, что может и что должен делать член кружка, составить учебный план и, возможно, сделать первые организационные поручения (например, придумать девиз кружка, нарисовать стенгазету, вести записи проходящих уроков) и т.п.

Имеет смысл проводить подобные уроки примерно раз или два в неделю. Средняя продолжительность одного занятия – час. Сами школьники должны принимать непосредственное участие в организации работы факультатива (они могут придумывать как изучаемые темы, так и готовить по ним материалы, включая презентации по математике, историческую справку, соответствующие рисунки, чертежи, диаграммы, подбирать примеры и задачи по математике, которые будут решаться в течение урока). Преподавателю следует стремиться к созданию на занятиях лёгкой и свободной атмосферы, где все могут высказывать своё мнение, защищать его и отстаивать, а также оспаривать оппонентов. Предметом разговора может стать история математики, рассказ об известных деятелях этой науки, их достижениях и том, как они используются в современной жизни.

Стоит добавить, что помимо желания школьников принять участие в факультативе, важно также правильно оценить способности каждого из них к математике. Обычно они выявляются ещё в ходе начальной школы (может потребоваться разговор с преподавателем 1-3 классов), также можно обратиться к результатам проводимых в школе олимпиад, тестирований или же к исследованиям школьных психологов. Возможно также провести классный час по этой тематике. Не следует забывать, что выборка успешных учащихся должна проходить строго индивидуально, кроме того, в итоговой группе должны собираться школьники с разным уровнем способностей. Нормальный состав учащихся на факультативе – около 15 человек. Примерная продолжительность всего курса – 70 академических часов.

 Возможная форма проводимых занятий:

  1. Тесты;
  2. Преподаватель рассказывает ученикам новые темы;
  3. Школьники выступают с рассказами по новым темам;
  4. Решение задач совместными усилиями;
  5. Решение задач повышенной трудности совместными усилиями;
  6. Развлекательно-развивающие упражнения;
  7. Изготовление моделей. Практическое приложение изученного на уроках/факультативе;
  8. Использование информационных источников: книги, компьютерные приложения, Интернет;
  9. Сетевые олимпиады и математические конкурсы;
  10. Устройство в школе недель “математики”, “информатики” и “физики”;
  11. Исследовательская деятельность учащихся.

Чего в результате можно будет добиться:

  1. Школьники смогут использовать методы анализа в задачах: планировать и применять решение, изобретать свой (простой или необычный) способ решения, также формулировать свои выводы от полученного результата.
  2. Смогут решать задачи, развивающие их кругозор и воображение;
  3. Увидят и узнают больше о роли математики в жизни;
  4. Научаться решать конкурсные и олимпиадные задачи;
  5. Поймут, как можно использовать книги себе в помощь;
  6. Узнают, как можно “мыслить математически”; и
  7. Применять этот способ мышления к задачам нематематического характера.

Математические кружки помогут школьникам достичь успехов в различных мероприятиях по оценке знаний, как то: выпускные и вступительные экзамены, школьные, районные и городские олимпиады, интернет-конкурсы, конференции и собрания, связанные с математикой.