Войти

Как Вы оцениваете сайт?

Отлично - 65.6%
Хорошо - 12.5%
Удовлетворительно - 4.9%
Ужасно - 10.8%
Не знаю :) - 6.2%

Всего голосов:: 1732

Развивающее обучение на уроках математики

Развивающее обучение – это процесс обучения, направленный на общие законы развития человека, в котором обучающий эффект является не косвенным, а основным результатом. Он показывает ученика как личность, которая живет сегодня, и воспроизводит максимум необходимых условий для её быстрого и правильного развития.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Руководствуясь принципами развивающего обучения, учитываю способности и интерес учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого.

В этой статье я хочу поделиться очень полезным опытом применения необходимых основ развивающего обучения детей в своей работе. Самое главное, что я постоянно пытаюсь раскрыть в своих учениках - это активность, понимание окружающего и, конечно же, интерес ко всему новому. При этом я понимаю, что все это невозможно без выполнения следующих задач:

  • Усвоить знания;
  • Овладеть ими;
  • Сформировать постоянно нарастающую возможность учеников самостоятельно оперировать различными способы получения знаний.

Развивающее обучение непременно требует, чтобы все полученные учениками знания могли быть применены в различных жизненных ситуациях, потому что только в этом случае они будут для ученика «родными» и это двигает вперед общее развитие ребенка.

Как говорил П.П.Блонский: «Пустая голова не рассуждает».

Моя задача как учителя – построить процесс обучения так, чтобы каждое затраченное усилие по получению знаний проходило в условиях постоянного совершенствования познавательных способностей ребят. Учеников нужно учить так, чтобы они сами смогли работать, делать и проверять различные предположения, догадки, учить их  обобщать изученные факты, творчески использовать знания в новых ситуациях.

Самый первый урок математики в 5-ом классе я обычно провожу нестандартно, чтобы он был поучительным, интересным и, конечно же, запоминающимся. После беседы об истории математики, значении ее в жизни человека и связи математики с другими школьными дисциплинами я задаю детям домашнее задание написать небольшой рассказ на тему: «Математика в профессии моих родителей».

Одна из форм творческой деятельности учащихся на моих уроках математики – это написание математических сказок. Написание математических сказок несет в себе не только умение фантазировать на околоматематические темы, но и умение владеть русской речью, что очень важно в наше время, но и хорошее владение математикой. Изучение новой темы или целого раздела учебника математики согласно тематическому планированию я часто начинаю с первой части, которая возбуждает интерес и концентрирует внимание учеников. Вводной частью является 3-5 минутный интересный рассказ, который связан с историей науки математики. Это показывает учащимся, что наука математика возникла и постоянно развивается в связи с непрекращающейяс практической деятельностью каждого человека.

Постепенно я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, то есть учащий сам себя, а учитель – только помощник. Значит, надо сделать так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. Постоянно стремлюсь использовать развивающий потенциал математического урока. Всем известно, что усвоение материала более успешно происходит тогда, когда ученик сталкивается с противоречием, проблемой, когда он немного удивлен и самостоятельно ищет возможности для их разрешения.

Ученики не умеют задавать вопросы, они привыкли на них отвечать. Значит, необходимо учить ставить вопросы. Так, при первоначальной попытке решить уравнение 4•х=3 ещё до изучения дробей, уравнение х+4=2 – до изучения отрицательных чисел, уравнение  х2–2=0 до изучения иррациональных чисел, возникает целая серия вопросов:

  1. Почему его нельзя решить на множестве тех чисел, которые известны к этому моменту?
  2. Можно ли вообще решить это уравнение?
  3. Если да, то, каким способом?
  4. Сколько решений оно будет иметь?

Есть темы, изучение которых проходит интереснее, если ученики сами выделяют круг вопросов, позволяющих её изучить. Выделенные главные этапы изучения новой темы помогают осознать ученикам цель урока. С этого момента начинается творческий настрой. Например, после объявления темы «Измерение углов», ученикам предлагаю решить: «На какие вопросы мы должны сегодня дать ответ?». Они поставили следующие проблемы:

  1. Что значит измерить угол?
  2. Как измерить?
  3. Чем будем измерять?
  4. Какие единицы измерения углов есть?

Опыт моей работы показал, что при использовании данных приемов развивающегося обучения формируется у учащихся потребность в самообразовании, самовоспитании, создаются различные ситуации, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, создаются условия успешной социализации личности.

А. Дистервег однажды заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Развивающее обучение уникально тем, что не показывает учителю, как быть хорошим, оно показывает ему как быть учителем который строит весь процесс обучение на базе учёта внутренних закономерностей развития ребёнка, большое внимание уделяет его внутренным способностям, его индивидуальности.