Войти
Интересные статьи
- Новые образовательные стандарты и школьные учебники по ним
- Олимпиада по информатике "Отличник"
- Олимпиада по математике "Отличник"
- Олимпиада по английскому языку "Отличник"
- Самообразование учителя математики
- Особенности студенческой визы в США
- Частный репетитор английского языка – как не потеряться в изобилии предложений
Как Вы оцениваете сайт?
Всего голосов:: 1732
Новые материалы
- Открытый урок математика+экология по теме "Голубая планета Земля"
- Рабочая программа по алгебре для 10 класса. Колягин.
- Рекомендуемые ресурсы сети интернет для подготовки к ЕГЭ
- Построение графика квадратичной функции
- Таблицы квадратов и степеней
- Справочные материалы 7-9 классы. Алгебра
- Справочные материалы 6 класс
Подписка на новые материалы
Зачем решать задачи на уроках математики
- Подробности
- Опубликовано 29.03.2013 14:33
Современное тематическое планирование по математике подразумевает обязательное решение на уроках различных задач. Расскажем о роли задач подробнее.
Задачи по математике играют образовательную роль: когда ученик её решает, он открывает для себя что-то, что раньше ему было неведомо – попадает в новую ситуацию, используя навыки и знания, полученные им на уроках, находит способ её решения, также, возможно, открывает для себя новые, смежные с уже известными ему, области науки, и др. Иначе говоря, решение математических задач учит человека математически мыслить, узнавать о математике новое, увеличивать математическое образование. После того, как человек успешно справился с несколькими примерами и задачами, количество становится качеством, и имеющийся (или полученный) метод становится его навыком, орудием, которое он сможет использовать в дальнейшем, тем самым его математическое образование опять же только растёт.
Образовательная роль – не единственная. Так, математические задачи настраивают учащегося на прикладное использование имеющихся у него знаний. Школьник привыкает к тому, что в дальнейшей своей жизни он может ещё не раз воспользоваться приобретёнными навыками, применить на деле то, что раньше казалось ему формальной и отвлечённой теорией. Для примера можно провести практическую презентацию по математике, рассказав, допустим, о работе инженера-конструктора, который практически ежедневно применяет в своей работе различные математические задачи, сначала устанавливая их для себя, и потом – решая. Многочисленные физические, химические, биологические явления невозможно объяснить, не зная и не научившись применять основные правила математики. Различные процессы, связанные с сопротивлением материалов, радиоволнами, течением тока в сети, опять-таки, описываются математически.
Поэтому, преподавателю, составляющему для себя образовательную программу, необходимо включать в неё те математические задачи, которые имеют определённые связи со смежными дисциплинами (такими, например, как физика, география, естествознание и пр.), а также задачи, которые могут пригодиться и использоваться в реальной жизни.
Далее: математические задачи учат человека мыслить. В этом умении одну из важнейших ролей играет умение выстраивать логические, или причинно-следственные связи, идти от гипотезы и предположения к заключению, сравнивать данные между собой и делать выводы. Учащийся должен приводить аргументы в пользу своего рассуждения и решения, все положения, высказанные им, должны быть в рамках обсуждаемой темы и иметь под собой логическое основание, заключение должно также полностью “подводить черту” под обсуждаемую тему и не выходить за её пределы. Решение задач по математике способствует появлению у школьника определённого образа мыслей: его суждения становятся более связанными между собой, звучат короче и точнее, в речи начинает прослеживаться чёткая структура “идея – рассуждение – вывод”, описательные образы становятся более конкретными и ясными.
Также, решение задач по-своему воспитывает учащегося. Это происходит, в первую очередь, с помощью текста задачи, его основной идеи. Поэтому, математические задачи существенно отличаются в разное время и в разных условиях существования человека. Русские задачники до 1917 г. и многие их зарубежные аналоги часто повествуют о товарно-денежных отношениях между покупателем и продавцом, лотереях, прибыли, убытке и т.п. После революции, в советское время, учебники переписывались, стремясь наполнить сознание учеников ощущением гордости за своё государство, добавить в их образование рассказ о последних успехах национального хозяйства.
Но в математических задачах воспитывать может не только их сюжет – а также, например, механизм их решения. Если учитель сумел поставить задачу правильно, взрастить в своих подопечных стремление самообразовываться, получать новые знания, помогать своим друзьям, отстаивать своё мнение, быть упорным, уважать достижения других людей – то он, без сомнения, может гордиться своим трудом.
Какой может быть вывод? Он очень прост: школьники, решающие задачи на уроках математики, увеличивают свои знания и свой кругозор гораздо быстрее, чем те, кто лишь слушает и записывает слова преподавателя.
Похожие материалы:
- Какое значение имеют развивающие игрушки в жизни ребенка? 24-04-2013
- Обучение математике: как избежать основных ошибок в занятиях с детьми 21-05-2013
- Школьная программа по математике: вчера и сегодня 21-02-2013
- Практический аспект изучения математики и её место среди других дисциплин 16-05-2013
- Второе высшее образование 04-06-2013